Аналитика

«Китсинг и партнеры»

Часть 2
Изменения в уголовно-правовой сфере: что нужно знать бизнесу

Не пропустите важные новости уголовного законодательства. Мы подготовили обзор основных изменений, которые вступили в силу в 2023 г., а так же собрали информацию о нововведениях, которые находятся на рассмотрении.

  1. Введение в УК РФ новых статей, имеющих отношение к бизнесу
  2. Продолжающаяся гуманизация положений «заключения под стражу» для предпринимателей
  3. Позитивные изменения об отсрочке от отбывания наказания
  4. Отягчающих наказание обстоятельств может стать больше
  5. Вопросы о длящихся и продолжаемых преступлений разъяснены
  6. Вопрос о достойной компенсации за незаконное уголовное преследование мог сдвинуться с мертвой точки
  7. Некоторых осужденных иностранных граждан могут отправить отбывать наказание на родину
  8. Предложения об ускорении инициирования уголовного преследования по налоговым преступлениям терпят неудачу
  9. Уголовно-«бытовые» изменения – вводимые «удобства» и «неудобства» в уголовном судопроизводстве и исполнении

Введение в УК РФ новых статей, имеющих отношение к бизнесу

Уже и без того относительно объемный Уголовный Кодекс РФ в скором будущем может пополниться рядом новых статей, касающихся определенных сфер бизнеса, а именно:

  • Статья за фальсификацию решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Депутаты петербургского законодательного органа разрабатывают и предлагают внести статью 185.7 УК РФ: изменения имеют отношение непосредственно к организациям, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Добросовестная часть из них будет рада нововведениям, недобросовестные «фальсификаторы» – напротив, ведь так просто и без последствий брать правление домов в свои руки, а затем незаконно повышать тарифы, вводить оплату несуществующих услуг уже не получится.

  • Статья за скрученный пробег авто
О разработке соответствующей уголовной статьи в прошлом году сообщила Ассоциация российских автодилеров (РОАД).
Новая норма будет нацелена на превенцию и пресечение поглотившего автомобильный рынок обмана в скручивании пробега авто – лиц, умышленно искажающих показатели пробега автотранспорта в целях его более выгодной продажи, хотят наказывать сроками.

  • Статья за незаконный оборот персональных данных – внесенный в ГД РФ Законопроект № 502113-8 дополняет УК РФ новой статьей 272.1, предусматривающей уголовную ответственность за оборот (использование, передача, сбор, хранение) компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной незаконным путем

    Влияние на бизнес

    Направленная по заявлениям депутатов на борьбу с нелегальной многомилионной торговлей персональными данными в «даркнете», норма в существующей редакции может обернуться на практике и против обычного бизнеса, собирающих сведения для наработки клиентуры, маркетинга, обрабатывающего информацию персонального характера для продвижения, юристов, адвокатов и частных детективов, нуждающихся, порой, в поиске детальной информации о людях в целях осуществления профессиональной деятельности.

Продолжающаяся гуманизация положений «заключения под стражу» для предпринимателей

Определения преступлений, совершенных лицом (ИП или руководителем организации) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, о которых мы упоминали в предыдущем Обзоре, спустя непродолжительное время были введены Федеральным законом от 02.11.2023 № 524-ФЗ:

ст. 5 УПК РФ пополнилась соответствующими пунктами 27.1 (предпринимательское преступление индивидуального предпринимателя), 27.2 (предпринимательское преступление представителя коммерческой организации)



    Влияние на бизнес - отрицательное

    Как справедливо отмечают многие представители адвокатского сообщества – изменения, хотя и совершены в правильном направлении, но по большей части декларативны – законодатель думает, что может решить проблему необоснованного уголовно-правового давления на бизнес через простое закрепление понятий в уголовно-процессуальном законодательстве, однако фундаментальные трудности кроются в неверном правоприменении.
Более ценными и действительно полезными для бизнес- сообщества в этой связи могут послужить нововведения, предлагаемые Законопроектом № 504664-8 «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»:

  • строгий запрет на продление срока содержания под стражей на срок свыше 18 месяцев – немедленное освобождение из-под стражи после истечения обозначенного срока;
  • абсолютный запрет на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу при отсутствии особых обстоятельств из ч. 1 ст. 108 УПК РФ (отсутствие места жительства, неустановленность личности, нарушение избранной меры пресечения, укрытие от правоприменителя) по расширенному перечню предпринимательских и иных статей, независимо от совершения их в связи с предпринимательской деятельностью или не в связи с таковой (чч. 1-4 ст. 159, ст.ст. 159.1-159.3, 159.5-159.7, 160, 165, 171, 171.1, 171.3-172.3, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185-185.4, 190-199.4, 201, 204,212,215-215.3, 216-217.1, 218-220, 293 УК РФ).

    Влияние на бизнес 

    Как объясняют законодатели вводимые изменения:

    Возможность практически бесконечного продления сроков содержания под стражей это пережиток прошлого.
    Когда у следственных органов не было имеющихся сейчас технических возможностей по оперативному расследованию преступлений, а когорта обвиняемых по многотомным т.н. «хозяйственным» уголовным делам со значительным количеством эпизодов противоправной деятельности «не несет физической угрозы членам общества без изоляции от него», поскольку не совершала насильственных действий.

Позитивные изменения об отсрочке от отбывания наказания

В конце декабря уходящего года вышло долгожданное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2023 № 47 «О практике применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания» (далее также – Постановление).
В нем высшая судебная инстанция постаралась комплексно подойти к решению проблем применения отсрочки отбывания наказания и охватить все вопросы, возникающие у судов при применении данного института как на стадии постановления приговора, так и в период исполнения.

Из наиболее интересного и позитивного следует отметить такие положения разъяснений как:

  • отнесение к лицам, которым может быть отсрочено отбывание наказания в связи с воспитанием ребенка, не достигшего 14 лет, усыновителей (удочерителей) такого ребенка (абз. 2 п. 3 Постановления);
  • указание на то, что такие обстоятельства, как, например, наличие у лица прежней судимости, непризнание им своей вины, непринятие мер к возмещению ущерба, наличие родственников, желающих воспитывать ребенка, сами по себе не могут являться основанием для отказа в отсрочке (абз. 2 п. 4 Постановления);
  • применение отсрочки возможно и при совокупности преступлений, окончательное наказание за которые определено свыше 5 лет лишения свободы, если за каждое входящее в совокупность преступление в отдельности назначено менее 5 лет лишения свободы (абз. 2 п. 7 Постановления).
В добавление к указанным изменениям со стороны ВС РФ еще одна позитивная инициатива, касающаяся вопросов отсрочки, витает и в законодательном органе – она изложена в Законопроекте № 471077-8 «О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части уточнения положений о применении отсрочки отбывания наказания отдельной категории лиц) и предусматривает:

  • распространение возможности применения отсрочки и на беременных женщин, женщин, воспитывающих ребенка до 14 лет, единственных мужчин, воспитывающих ребенка до 14 лет в случае их осуждения к ограничению свободы.

    Влияние на бизнес 

    Обозначенные нововведения следует оценивать только с положительной стороны.

    Ведь это еще одна возможность обвиняемому предпринимателю избежать или смягчить реальное наказание в виде лишения свободы, добившись сначала отсрочки, а затем, доказав свое исправление, освободиться от наказания или, хотя бы, облегчить его исполнение

Отягчающих наказание обстоятельств может стать больше

В ст. 63 УК РФ, вбирающую в себя исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих наказания, в уходящем году трижды предпринимались попытки внести новое обстоятельство – так:

  • Законопроектом № 499360-8 в качестве отягчающего предлагалось усматривать такое обстоятельство как совершение преступление «незаконным мигрантом» (из-за несоблюдения ряда требований законодательной процедуры проект отправлен в архив);
  • Законопроектом № 506240-8 предлагалось считать отягчающим такое обстоятельство, как совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях.
  • Законопроектом № 467563-8 предлагалось определить как отягчающее обстоятельство – совершение преступления в отношении граждан пенсионного возраста старше шестидесяти лет.
Последняя инициатива больше всего укладывается в контекст экономических преступлений – авторы нововведения даже объясняют необходимость изменений тем, что

«в последние годы участились преступления, совершаемые в отношении лиц, достигших пенсионного возраста, особенно в сфере мошенничества»

Вводимое отягчающее обстоятельство может образоваться в уголовных делах и по другим предпринимательским статьям – особенно если правоприменитель будет и процессуально признавать лиц в качестве потерпевших по формальному основанию достижения ими пенсионного возраста старше 60 лет: к примеру, такая ситуация условно может сложиться по ст. 145.1 УК РФ – когда будет совершена невыплата заработной платы и среди ее законных получателей окажутся лица пенсионного возраста.

Препятствие для обозначенной новеллы есть, и оно уже обозначено в принятом в рамках законопроекта Заключения Правового управления Аппарата ГД РФ – это п. «з» ч. 1 ст. 63 УК РФ и соответствующие положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 года № 1: уже существует отягчающее обстоятельство в виде беспомощного состояния, такое состояние определяет суд, и он может посчитать престарелый возраст достаточным основанием для вменения данного отягчающего обстоятельства.


Вопросы о длящихся и продолжаемых преступлений разъяснены

12 декабря 2023 года вышло поистине долгожданное Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 43 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях» (далее также – Пленум), заменившее разъяснения из Постановления 23 Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 года – «не прошло и столетия», как высказались по этому поводу некоторые юристы.

В общем и целом ничего принципиально нового Пленум не внес – упомянутое в нем понимание длящихся, продолжаемых преступлений, их отграничение друг от друга и от совокупности преступлений, а также ряд других моментов и так были достаточно устойчиво определены уголовно-правовой доктриной.

Вместе с этим все же разъяснения, устраняющие неопределенность и позволяющие в дальнейшем все правоприменителям на них ссылаться в любом случае полезны, а по длящимся и продолжаемым преступлениям тем более, ведь как указал суд в п. 1 Постановления, «точное установление признаков длящегося или продолжаемого преступления имеет важное значение для правильной квалификации содеянного, исчисления срока давности уголовного преследования, решения вопросов об освобождении от уголовной ответственности или о назначении справедливого наказания, а также для надлежащего применения других уголовно-правовых норм в отношении лица, совершившего такое преступление».

    Влияние на бизнес 

    Постановление имеет большую значимость и в контексте бизнес-преступности – в уголовном законе насчитывается достаточное количество статей, которые являются или могут являться по своей природе длящимися или продолжаемыми: невыплата заработной платы (ст. 145.1 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), растрата (ст. 160 УК РФ), легализация денежных средств (ст.ст. 174, 174.1 УК РФ), уклонение от уплаты налогов (ст.ст. 198, 199 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) – лишь некоторые из них.

Вопрос о достойной компенсации за незаконное уголовное преследование мог сдвинуться с мертвой точки

Дело пенсионера Фатхуллы Исхакова – человека, невиновного осужденного еще в 1959 году и отбывшего 13 лет тюремного заключения, вызвало живой интерес у юридического сообщества во многом благодаря суммам компенсаций морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием:

реабилитированный просил взыскать с государства 450 млн руб., однако Ленинский районный суд г. Уфы присудил Исхакову 31 млн руб., а впоследствии Верховный суд Башкирии и вовсе снизил сумму компенсации до 2 млн руб.

Несмотря на имеющийся неутешительный исход для дела, даже присужденная в определенный момент районным судом компенсация в 31 млн руб. была уже рекордно большой компенсацией – оставленное в силе такое решение уже могло стать «пилотным» и в некоторой мере побудить правоприменителя в дальнейшем присуждать достойные компенсации морального вреда, сопоставимые с принесенным незаконным уголовным преследованием страданиями и лишениями.

Хотя, конечно, 13 лет нахождения в тюремном заключении, на наш взгляд, не стоят и заявленных изначально полумиллиарда рублей – сумма должна быть гораздо выше. К сожалению, вынуждены констатировать, что сегодня государство пока не взялось за вопрос справедливого возмещения за допущенные и признанные им уголовно-правовые ошибки, что наглядно демонстрирует правоприменительная практика, назначающая мизерные компенсации за чужие преступления и ошибки.

Некоторых осужденных иностранных граждан могут отправить отбывать наказание на родину

Федеральным законом от 12.12.2023 № 570-ФЗ ратифицирована «Конвенция государств - участников Содружества Независимых Государств о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы», под которую законодатели готовили поправки в УПК РФ, представляющие иностранным гражданам стран СНГ возможность отбывать наказание в своем государстве не только в виде лишения свободы (что уже предусмотрено действующим уголовно- процессуальным законодательством в ст. 469 УПК РФ), но и любое другое уголовное наказание, за исключением штрафа.


    Влияние на бизнес

    Указанное возможное изменение – с одной стороны, хорошая новость для уголовно-исполнительной системы, поскольку таким образом будут уменьшаться работа исполнительного аппарата и соответствующие расходы на его содержание, с другой стороны, это возможность фактически «выдворять» из страны иностранных лиц- граждан стран СНГ, которые бы предпочли с нетюремным наказанием оставаться и зарабатывать в России.

Предложения об ускорении инициирования уголовного преследования по налоговым преступлениям терпят неудачу

В прошлом Обзоре мы рассказывали о том, как 26 июля 2023 года в Государственную Думу РФ Государственным Cоветом Республики Татарстан был внесен Законопроект № 409982-8 «О внесении изменения в статью 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», которым фактически предлагается лишить смысла п. 3 ст. 32 НК РФ, четко закрепив в ст. 82 НК РФ:

право налоговых органов на передачу материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела на любых стадиях налогового администрирования вне зависимости от истечения предусмотренных п. 3 ст. 32 НК РФ сроков, к слову, увеличенных 01.01.2023 с 60 до 75 дней.

Также в нашем Tg-канале «О налогах с фисташками» мы объясняли, почему число приговоров по налоговым преступлениям в случае принятия данного законопроекта может значительно вырасти.

    Влияние на бизнес - отрицательное

    К счастью для бизнес-сообщества, пока продвижение данного законопроекта притормозилось – 19.10.2023 Правовое управление Аппарата ГД РФ издал Заключение по законопроекту, где отметил, что порядок направления материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 УК РФ, является предметом регулирования п. 3 ст. 32 НК РФ.

    Более того, на данный момент есть информация о том, что сейчас активно предпринимаются попытки внести изменения о полном запрете инициировать уголовные дела по ст. 82 НК РФ в новый Приказ Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнение законодательства в налоговой сфере» (в п. 1.10), а также в ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ, в п. 3 ст. 32 НК РФ.


Уголовно-«бытовые» изменения – вводимые «удобства» и «неудобства» в уголовном судопроизводстве и исполнении

Принимаются и готовятся к принятию ряд изменений, направленных на предоставление обвиняемым и защите удобств бытового характера, с одной стороны, и на ограничения некоторых
возможностей обвиняемых – с другой.

  • Уголовный процесс становится «электроннее» – в уголовно-процессуальное законодательство добавлены сразу 2 нормы:
  1. 474.2 УПК РФ, устанавливающая возможность использования электронных документов в ходе досудебного производства.
  2. ч. 3.1 ст. 222 УПК РФ, предоставляющая возможность получения копии обвинительного заключения в электронной форме. 
Как будут работать нововведения – положительно или отрицательно для осужденных, и будут ли работать вообще, покажет лишь время и складывающееся правоприменение;

  • 1 телефонный разговор в год для осужденных отбывающих наказание в строгих условиях – именно такое нововведение предлагается внесенным осенью в ГД РФ Законопроектом № 178001-8, который пока находится на этапе первого чтения;
  • Посещать лиц, находящихся в СИЗО, с 10.01.2024 можно через оформление электронной записи на «Госуслугах» – в определенной мере данное нововведение должно решить проблему очередей в следственные изоляторы и вытекающую из нее проблему ограниченного доступа адвокатов к доверителям, пребывающим в СИЗО;
  • Телефоны в СИЗО и исправительных учреждениях станут редкостью – благодаря введенной ФЗ от 19.12.2023 № 597-ФЗ в УК РФ новой статьи 321.1, предусматривающей уголовную ответственность за передачу мобильных телефонов (и иных средств коммуникации с комплектующими к ним). Нововведение, нацеленное на борьбу с телефонным мошенничеством, очевидно отягощает участь всех содержащихся в данных учреждениях лиц – даже не занимающихся преступной деятельностью, а использующих телефоны для простой связи с близкими людьми;

Свидания адвокатов с подзащитными могут стать возможными по видеосвязи – именно об этом прошлой осенью был проект закона от Минюста РФ, который так активно обсуждался и критиковался адвокатским сообществом по причине того, что для использования ВКС адвокату необходимо было прийти в СИЗО, что лишало новеллу всякого смысла.

Первая часть обзора доступна по ссылке
Задать вопрос
Задать вопрос