Аналитика
Часть 1
Изменения в уголовно-правовой сфере: что нужно знать бизнесу
Не пропустите важные новости уголовного законодательства. Мы подготовили обзор основных изменений, которые вступили в силу в 2023 г., а так же собрали информацию о нововведениях, которые находятся на рассмотрении.- Повышение пороговых значений по экономическим преступлениям – основное ожидание в наступившем году
- Уголовно-правовое «милосердие» к женщинам: смягчение законодательства и планируемая амнистия
- Исключение НДФЛ из размера хищения
- Ответственность по ряду предпринимательских статей может ужесточиться
- Конфискаций имущества станет больше
- Определено соотношение зачета времени отбывания «тюремного» срока в ситуациях кассационного и надзорного изменений
- Переписки: тревожное предложение о введении нового ОРМ и спасительное разъяснение ВС РФ
- Уголовно-правовые изменения в табачной и алкогольной сферах
Необходимость повышения преступных порогов ущерба в «экономических» статьях в связи с их долгой необновляемостью и постоянно идущими инфляционными процессами была прямо обозначена высшим должностным лицом государства еще в начале 2022-го года на Петербургском международном экономическом форуме.
Вместе с тем непосредственная деятельность законотворцев в этом направлении стала видна лишь в уходящем 2023-м году:
- по ст.ст. 199, 199.1 УК РФ крупный увеличивается с 15 до 35 млн руб.,
- особо крупный – с 45 до 100 млн руб.
- крупный – свыше 3 млн руб.
- особо крупный – 9 млн руб.
- крупный доход – 75 млн руб.,
- особо крупный доход – 375 млн руб.,
- крупный ущерб – 15 млн руб.,
- особо крупный ущерб – 45 млн руб.
- значительный – свыше 25 тыс. руб.,
- крупный – 4,5 млн руб.,
- особо крупный – 18 млн руб.
- крупный размер – со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
- особо крупный – с 1 млн. руб. до 2 млн руб.
- крупный размер – с 250 тыс. руб. до 1 млн руб.
- особо крупный – с 1 млн руб. до 4 млн руб.
Повышение пороговых значений является позитивной новостью и главным ожиданием для многих не просто так: ведь, помимо того, что новых уголовных дел станет очевидно меньше, в случае поднятия планок по многим существующим уголовным делам в связи с декриминализацией произойдут массовые прекращения уголовных дел (по нереабилитирующему, конечно, основанию) и освобождения от наказаний соответственно.
Однако ждать данных изменений, возможно, придется еще долго – судя по тому, как государство в лице законодательных органов неторопливо ведет свою деятельность по данному направлению: обозначенный законопроект до сих пор находится между первым и вторым чтением, первый проект Минюста РФ не прошел даже общественных обсуждений, второй проект Минюста РФ еще не внесен в Государственную Думу РФ.
Кстати, о данной инициативе мы также писали в нашем Tg-канале «О налогах с фисташками» – почитать об этом и других уголовно налоговых законопроектах можно и там.
Уже в начале лета 2024 года в силу вступит Федеральный закон от 12.12.2023 № 591-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», который применительно к женщинам затронул вопросы условно-досрочного освобождения, а также замены наказания более мягким видом наказания: теперь при условии отбытия не менее ¼ срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести, женщину могут условно-досрочно освободить от наказания или заменить ей наказание на более мягкое в случае, если она имеет ребенка в возрасте до 4-х лет (ранее максимальный возраст ребенка ограничивался 3-мя годами).
По мнению законодателей, предлагаемые изменения создадут более широкие возможности для соблюдения прав материнства и детства, будут способствовать сохранению родственных связей отбывающих наказание в виде лишения свободы осужденных женщин, а также снижению числа женщин, содержащихся в местах лишения свободы совместно с детьми.
В продолжение тренда уголовной гуманизации в отношении женщин Президентом РФ в декабре 2023 года на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека поддержана идея об амнистии определенных категорий женщин.
На текущий момент идет обсуждение и составление тех категорий женщин, которые подпадут под амнистию – тем не менее в рамках обсуждения имелись предложения амнистировать «всех женщин, у которых есть несовершеннолетние дети и которые подозреваются или уже осуждены за ненасильственные преступления» и «всех женщин, которые совершили впервые ненасильственные преступления, по делам которых нет потерпевших или те не против их освобождения».
Какой бы широкий или узкий этот перечень ни был, в любом случае обозначенный уголовно-правоприменительный вектор можно только приветствовать.
Федеральным законом от 27.11.2023 № 553-ФЗ «О внесении изменения в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации» в примечание к статье о краже добавлен п. 5, содержание которого состоит в том, что удержанная и уплаченная сумма НДФЛ не подлежит включению в размер ущерба в случае, когда предметом хищения является доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц.
Новеллу стоит воспринимать только с положительной стороны: ведь, действительно, обязательным признаком хищения выступает противоправное завладение имуществом в таком размере, в каком возникает возможность распоряжения им, а сумму НДФЛ, удержанную налоговым агентом, виновное лицо не получает по умолчанию, в связи с чем не имеет возможности ею распоряжаться, а значит и в размер совершенного хищения такая сумма включаться не должна.
В нашем Tg-канале «О налогах с “фисташками“» мы подробнее рассказывали о судебном решении Конституционного Суда РФ, во исполнение которого и были интегрированы поправки, в частности о фабуле дела, лежащей в его основе – посмотрите, если ещё не успели.
- «за заведомо незаконные действия (бездействие)»
- «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» – за совершение мелкого подкупа (до 10 тыс. руб.) или мелкой взятки (до 10 тыс. руб.)
Законопроектом № 411567-8 предлагается ужесточить статьи мелком коммерческом подкупе (ст. 204.2 УК РФ) и мелком взяточничестве (ст. 291.2 УК РФ), скорректировав в сторону увеличения ряд альтернативных санкций и установив в них квалифицирующие признаки:
В пояснительной записке инициаторы отмечают, что в ряде отраслей бизнеса – в частности, например, в лесной отрасли, в сфере подготовки водителей, в сфере ЖКХ, дача и получение мелких взяток стали систематичны и носят характер «криминального бизнеса», что даже представляет гораздо большую опасность для государства и общества, чем реже случающееся крупное многомилионное взяточничество.
С мелкой коррупцией нужно бороться, однако ряд сфер бизнеса действительно окутан систематичными мелкими поборами с предпринимателей, которые, порой, вынуждены идти на преступления, отдавая небольшие «подарки» взамен на предоставление им возможности осуществлять бизнес.
- существующий предел «до 10 лет лишения свободы», предлагают увеличить до 15 и, при этом, установить минимальную планку в 8 лет лишения свободы
Что касается изменений в ч. 3 ст. 238 УК РФ, то их никак нельзя назвать удачными, ведь законодатели, мотивируя изменения лишь случаями алкогольных отравлений, забывают, что указанная статья распространяется практически на весь бизнес – на любых предпринимателей, которые оказывают услуги, реализуют товары, выполняют работы.
И от ответственности по данной статье никто не застрахован.
На практике она всегда наступает, если случается какой-то эксцесс – из последнего достаточно вспомнить:
1. привлечение к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ владельца крупного интернет-агрегатора за гибель экскурсии в тоннелях Москвы,
2. главу фирмы, оказывающей охранные услуги в брянской школе, где произошел скулшутинг,
3. представителей частного тепло-предприятия за аварию на котельной в Климовске.
- ужесточает ответственность по ст.ст. 191 (незаконный оборот драгоценных металлов и (или) драгоценных камней) и 192 (нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней) УК РФ, определяя размеры штрафов кратными стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом преступления,
- вводит ответственность за незаконное осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов, т.е. за аффинаж, предусматривает конфискацию денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, в случаях незаконной добычи драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также в случаях осуществления незаконного аффинажа.
Ювелирный бизнес, бизнес по добыче и обработке драгоценных металлов имеют свои «черные» и нелегальные зоны, однако возможно ли комплексно решить проблему в данных сферах деятельности через уголовно-правовой рычаг – большой вопрос.
На текущий момент рассмотрение первых двух законопроектов в первом чтении затормозилось – от Правового управления Аппарата ГД РФ поступили Заключения, критикующие изменения в части некорректно установленных для уголовного законодательства размеров санкций.
Третьему законопроекту («по драгоценным металлам»), наоборот, дан «зеленый свет» – то же Правовое управление Аппарата ГД РФ посчитало его актуальным на сегодняшний день.
- суд может по собственной инициативе, т.е. вне зависимости от поступивших ходатайств от сторон, для решения вопроса о конфискации наложить арест на имущество (абз. 3 п. 8 разъяснений);
- имущество, находящееся в совместной собственности супругов конфисковывать разрешено (п. 3.1 разъяснений);
- мнимое «избавление» от имущества (например, мнимое отчуждение автомобиля родственнику – из разъяснений) не поможет уйти от конфискации, если будет доказано, что фактически имущество продолжает принадлежать обвиняемому (п. 3.2 разъяснений);
- предметы, признанные орудием, теперь подлежат конфискации в любом случае – ранее конфискация орудий была диспозитивна (п. 2 разъяснений).
Проистекающий из поправок вывод очевиден:
1. конфисковывать имущество, в том числе по экономическим преступлениям, будут чаще
2 избежать конфискации как иной меры уголовно-правового характера станет сложнее
Данная новелла, принятая во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 15.03.2023 № 8-П, очевидно является позитивной – ситуации, когда кассационные суды или Верховный Суд РФ обнаруживали ошибки нижестоящих судов в приговорах в отношении предпринимателей, на основании чего изменяли решение, меняя и вид исправительного учреждения соответственно – случались, случаются и будет случаться.
Только теперь осужденные, переводясь в более «мягкие» условия содержания из-за ранее ошибочных решений судов, будут меньше находится «за решеткой» за счет установленного зачета.
Летом 2023 года МВД России подготовило проект Федерального Закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ID-140881, которым предлагалось ввести в ФЗ «Об ОРД» новое ОРМ (оперативно-розыскное мероприятие).
Обозначить которое простым языком можно следующим образом - получение доступа к электронным перепискам, сообщениям и документам в технологических системах (в т.ч. мессенджерах)
«Исследование предметов, документов и информации, в том числе содержащейся в технологических системах ее передачи, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет»
Отсутствие вместе с этим каких бы то ни было иных изменений указывало на то, что с введением данных положений правоохранительные органы получат доступ к перепискам граждан без судебного решения, требующегося на сегодняшний день в соответствии с положениями ФЗ «Об ОРД» – процесс сбора обвинительных доказательств и привлечения к уголовной ответственности в таком случае бы значительно упростился.
Дальнейшее продвижение данной очевидно негативной инициативы, к счастью, пока остановилось.
В контекст получения доступа к перепискам через часто встречающееся на практике склонение обвиняемого разблокировать свой телефон можно отнести справедливую правовую позицию ВС РФ, выраженную в Определении по делу № 16-УД23-17-К4 и сводящуюся к тому, что:
отказ подозреваемого или обвиняемого разблокировать телефон для предоставления следствию данных из него, т.е. по сути отказ от дачи показаний, не может считаться подтверждением или косвенным доказательством вины и быть истолкован против него, поскольку любой гражданин в соответствии с Конституцией РФ вправе защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом.
- ликвидировать существующую нелегальную схему ввоза алкогольной и табачной продукции через границу с членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), т.е. Казахстаном, Киргизстаном, Арменией, Белоруссией, установив соответствующую уголовную ответственность через внесение изменений в ст. 200.2 УК РФ (Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) и ст. 226.1 УК РФ (Контрабанда некоторых видов товаров)
- устранение существующего правового пробела понятным образом может отразиться на деятельности бизнеса, связанного с реализацией алкогольной и табачной продукции в Российской Федерации
- «табачному» бизнесу следует обратить внимание еще и на Законопроект № 449284-8, которым предлагается дополнить уголовный закон новой статьей 151.3, предусматривающей уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.
Законодатель полагает, что существующей административной ответственности, предусмотренной ст. 6.23 КоАП РФ недостаточно для предотвращения вовлечения несовершеннолетних лиц в процесс потребления табака – реализация табачной продукции продолжает осуществляться экономическими субъектами лицам, не достигшим совершеннолетия.
Это еще не все. Вторая часть обзора доступна по ссылке.