Аналитика

«Китсинг и партнеры»

1. Смягчение по налоговым составам преступлений (ст. 198 – 199.2 УК РФ).

28.03.2023 в УК РФ и УПК РФ вступили в силу поправки :

  • снижающие верхние пороги наказания в виде лишения свободы по налоговым преступлениям, что повлекло изменение категории преступлений и, соответственно, сроков давности привлечения к уголовной ответственности: теперь налоговые преступления могут быть максимум средней категории тяжести, а срок давности привлечения к уголовной ответственности не может превышать 6 лет;
  • обязывающие следователя отказать в возбуждении уголовного дела в случае возмещения ущерба на этапе доследственной проверки, т.е. уже после передачи материала из налогового органа.
Уголовные дела по налоговым преступлениям, возбужденные по эпизодам, имевшим место быть до 1-го квартала 2017, должны быть прекращены за истечением сроков давности уголовного преследования.

Такие позитивные изменения не могут не радовать – уголовное преследование предпринимателей части применения налоговых составов преступлений значительно ослабится.

2. Индексация криминообразующих размеров ущерба от экономических преступлений


В начале апреля 2023 в сеть просочилась информация о намерении депутатов из партии «Новые люди» поднять пороговые значения для определения размера ущерба с учетом инфляции.

Авторы предлагают повысить размер:

  • по налоговым преступлениям

по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организацией) и ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента) крупный размер с 15 млн руб. до 35 млн руб., особо крупный с 45 млн руб. до 100 млн руб.;

по ст. 199.3 УК РФ (уклонение физлица от уплаты страховых взносов) крупный размер с 1,8 млн руб. до 4 млн руб., особо крупный с 9 млн руб. до 20,5 млн руб.

по ст. 199.4 УК РФ (уклонение организации от уплаты страховых взносов) крупный размер с 6 млн руб. до 13,5 млн руб., с 30 млн руб. до 67,8 млн руб.

  • по ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции) доход в крупном размере с 50 млн руб. до 80 млн руб., в особо крупном с 250 млн руб. до 385 млн руб., крупный ущерб с 10 млн руб. до 16 млн руб., а особо крупный ущерб с 30 млн руб. до 47,5 млн руб.
  • по ст. 180 УК РФ (незаконное использование средств индивидуализации) крупный ущерб с 250 тыс. руб. до 400 тыс. руб.
  • по ст. 170.2 УК РФ (внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования или карту — план территории) крупный размер с 2,25 млн руб. до 3,5 млн руб., особо крупный с 3,5 млн руб. до 13,5 млн руб.

Введение поправок, помимо очевидного снижения темпа привлечения к уголовной ответственности по экономическим статьям, будет означать появление возможности пересмотреть ряд уголовных дел с меньшим криминообразующим размером – обратная сила уголовного закона (ст. 10 УК РФ) может позволить в одних случаях прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления, в других – смягчить назначенное наказание.

3. Расширения перечня составов преступлений, при совершении которых можно освободиться от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба


На данный момент уже на рассмотрении в Совете Федерации находится законопроект , добавляющий в ч. 2 ст. 76.1 УК РФ и ч. 3 ст. 28.1 УПК РФ ряд новых составов преступлений, по которым станет возможно освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба:
  • ч. 2 и п. «в» ч. 3 ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав в крупном и особо крупном размере);
  • п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, причинившее особо крупный ущерб);
  • п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере);
  • п. «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность, сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере);
  • п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции, причинившее особо крупный ущерб либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере);
  • ч. 2 ст. 185.6 УК РФ (умышленное использование инсайдерской информации путем её неправомерной передачи другому лицу);
  • п. «а» ч. 2 ст. 193 УК РФ (нерепатриация денежных средств в особо крупном размере).
Законопроект можно оценить только с положительной стороны – возможность освобождения от уголовной ответственности по обозначенным статьям, ряд из который имеют достаточно распространенный характер, отвечает курсу на либерализацию уголовного законодательства в части экономических преступлений, заявленному Президентом РФ в начале текущего года.

4. Рост количества случаев привлечения к уголовной ответственности по ст. 187 УК РФ


Несмотря на идущую полным ходом либерализацию уголовного законодательства в части налоговых преступлений, в правоприменительной практике находятся новые способы и пути привлечения к уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний в сфере налогообложения – одним из таких способов является вменение ст. 187 УК РФ (неправомерный оборот средств платежей).

Анализ правоприменительной практики показал большой прирост осуждений по этой статье за изготовление и сбыт поддельных распоряжений о переводе денежных средств на счета фирм-«однодневок», как правило, занимающимся обналичиванием денежных средств.

В распространенных схемах уклонения от уплаты налогов (таких как, к примеру, «фиктивный документооборот») подобные действия распространены. Теперь в случае, если возбудить уголовное дело по ст. 199 УК РФ затруднительно (не достигнут криминообразующий размер, лицо успело возместить ущерб, истек срок давности привлечения к уголовной ответственности), правоохранители будут прибегать к правовой оценке действий налогоплательщика по ст. 187 УК РФ.

Если обратиться к статистике, то только за 1-е полугодие 2022 по обозначенной статье было осуждено 320 человек, что примерно равняется числу осужденных лиц за весь 2021 (366 человек) и примерно в 3 раза выше количества осужденных за весь 2020 (129 человек).
*Данные статистики Судебного департамента при ВС РФ

5. «Опасный» законопроект о введении в уголовное законодательство новой ст. 173.3 УК РФ


05.04.2023 в первом чтении был принят законопроект о введении в УК РФ новой статьи под номером 173.3 – «Сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций».

Обозначенная статья, вводя уголовную ответственность за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, по сути криминализует основной способ совершения уклонения от уплаты налогов в части применения схем уклонения от уплаты налогов, построенных на использовании фиктивных компаний: примечание к статье ограничивает круг подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, содержащих заведомо ложные сведения, относимостью их к подставным лицам – «оформлены с использованием подставных лиц» («либо незаконным использованием персональных данных»).

Законодатели обосновывают принятие законопроекта с целью устранения существующего в уголовном законе правового пробела – руководителей однодневок, подставных лиц за сбыт подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, которые передаются заказчику (налогоплательщику) либо предоставляются в налоговые органы по его поручению в рамках схемы уклонения от уплаты налогов, невозможно привлечь к уголовной ответственности.

Вместе с тем, норма ст. 173.3 УК РФ сконструирована таким образом, что при буквальном толковании позволяет привлечь к уголовной ответственности и самого налогоплательщика.

Формулировка «оформлены с использованием подставных лиц» при определении подложных счетов-фактур и налоговых деклараций представляется неопределенной – ничего не мешает ее трактовать таким образом, что любая налоговая декларация, в которой фигурируют ложные сведения относительно компаний однодневок, будет считаться подложной и подпадать под действие ст. 173.3 УК РФ.

Это еще один способ «обхода» смягчения уголовного законодательства в части налоговых преступлений, наряду с изложенной ранее ст. 187 УК РФ.

Вместо применения ст. 199 УК РФ, усложненной специальным порядком возбуждения уголовного дела, большими криминообразующими размерами, правоохранителей хотят наделить более простыми и удобными инструментами привлечения лиц за общественно опасные деяния в сфере налогообложения.

Будем надеяться, что в настоящей редакции ст. 173.3 УК РФ не будет принята, а формулировки в диспозиции будущей статьи будут иметь однозначное толкование.
Задать вопрос
Задать вопрос