Аналитика

«Китсинг и партнеры»

10 ключевых уголовно-правовых новаций
Обзор готовящихся и грядущих изменений в уголовно-экономической сфере: что нужно знать бизнесу

Адвокатское Бюро «Китсинг и партнеры» представляет Вашему вниманию Обзор самых важных новаций в уголовном законодательстве и правоприменении за 1-ю треть 2024 года (с января по апрель), на которые сегодня стоит обратить внимание представителю бизнес-сообщества.

1. «Недосвершившееся» повышение пороговых значений по преступлениям экономической направленности

2. Окончательное «нет» инициированию налоговых уголовных дел через ст. 82 НК РФ

3. Конфискация криптовалюты станет рабочим инструментом – когда для этого в ближайшем будущем сделают платформу

4. Ожидаемая амнистия за дробление бизнеса

5. МВД РФ стремится: ужесточить ответственность в сфере госзакупок и IT, упростить возбуждение дел, внесудебно получать биллинг и блокировать банковские счета, быстрее получать ответы на запросы от операторов связи и финансов

6. Схемы нелегального ввоза и вывоза алкоголя и табака через страны ЕЭАС криминализованы

7. Частичная декриминализация медицинской деятельности

8. Курс на гуманизацию уголовного законодательства

9. Запрет рекламы у иноагентов

10. Внеплановых проверок бизнеса может стать больше

1. «Недосвершившееся» повышение пороговых значений по преступлениям экономической направленности

В начале 2024-го года развитие инициативы об увеличении размерных признаков по экономическим преступлениям было едва ли не
 самым главным ожиданием для представителей бизнес сообщества, о чем мы и упоминали в нашем предыдущем Обзоре.

Ожидать долго не пришлось – уже 20.03.2024 в третьем чтении был принят желанный Законопроект № 327269-8.

Законопроект повысил криминообразующие пороги по следующим составам:

  • об ограничении конкуренции (ст. 178 УК РФ)
  • незаконном использовании чужих средств индивидуализации (ст. 180 УК РФ)
  • предпринимательском мошенничестве (чч. 5-7 ст. 159 УК РФ)
  • налоговом уклонении (ст. 199 УК РФ)
  • таможенном уклонении (ст. 194 УК РФ)
  • нарушениях в сфере обращения ценных бумаг (ст.ст. 185-185.6 УК РФ)

Положительные стороны нововведения

  • новых уголовных дел по измененным составам станет очевидно меньше,
  • по многим существующим уголовным делам в связи с декриминализацией произойдут массовые прекращения уголовных дел (по нереабилитирующему, конечно, основанию) и освобождения от наказаний соответственно,
  • состав незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ), из которого убрали признак «извлечение дохода в крупном и особо крупном размере», оставив лишь «ущерб», вообще, таким образом, фактически частично декриминализировали.

Негативные стороны нововведения

  • в изначальной версии увеличение порогов было гораздо значительнее, чем в финально,

предполагалось, что размерные признаки должны коррелировать с ростом уровня инфляции с 2016 по 2022 гг. более чем на 50%, однако было принято решение взять за основу фактическую инфляцию 2022 г. в 11% так, к примеру, по ст. 199 УК РФ вместо 100 млн руб. особо крупного размера было введено лишь 56,25 млн руб.

 о закулисье принятия законопроекта мы писали в нашем Tg-канале «О налогах с фисташками»

  • ключевой и самый распространенно-применяемый в отношении бизнеса экономический состав в виде мошенничества (чч. 1-4 ст. 159 УК РФ) остался за бортом изменений по повышению порогов,
  • что касается частичной декриминализации ст. 171 УК РФ, то некоторые полагают, что это лишь декларативное изменение, поскольку извлеченный доход могут рассматривать в качестве ущерба, что некорректно с правовой точки зрения, но на практике уже встречалось.
В контексте увеличения порогов по экономическим преступлениям активно развивается еще одна инициатива – по повышению пороговых значений в статьях о нарушении авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ) и причинении имущественного ущерба.





  Данный Законопроект под № 532911-8 уже принят в первом чтении и подразумевает увеличение:

  • по ст. 146 УК РФ крупного размера – со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб., особо крупного – с 1 млн. руб. до 2 млн руб.
  • по ст. 165 УК РФ крупного размера – с 250 тыс. руб. до 1 млн руб., особо крупного – с 1 млн руб. до 4 млн руб.

Дойдут ли обозначенные размеры повышения до финальной версии законопроекта или, как это произошло с Законопроектом № 327269-8, будут существенно урезаны в новых чтениях – большой вопрос.

2. Окончательное «нет» инициированию налоговых уголовных дел через ст. 82 НК РФ

Инициатива Государственного Cовета Республики Татарстан от 26 июля 2023 года, направленная на фактическое лишение смысла п. 3 ст. 32 НК РФ и закрепление в ст. 82 НК РФ права налоговых органов на передачу материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела на любых стадиях налогового администрирования вне зависимости от истечения 75-дневного срока, потерпела сокрушительную неудачу.

Соответствующий Законопроект № 409982-8 был 20.02.2024 рассмотрен Государственной Думой РФ и благополучно отклонен.

Ускорить инициирование уголовного преследования по налоговым преступлениям, таким образом, не вышло.

Негативных последствий для бизнеса, которые бы могли бы наступить и о которых мы писали в нашем Tg-канале «О налогах с фисташками», удалось избежать.

3. Конфискация криптовалюты станет рабочим инструментом – когда для этого в ближайшем будущем сделают платформу

Минфин РФ по поручению МВД РФ прорабатывает вопрос о создании специальной государственной цифровой платформы для криптовалютных активов в целях обеспечения реализации процедуры конфискации децентрализованных цифровых активов по уголовным делам.

Напомним, что на данный момент конфискация криптовалюты законодательно разрешена и в рамках уголовного правоприменения активно осуществляется, однако происходит это не без проблем – следственные органы:

  1. либо обращают к изъятию физический материальный носитель, где хранится криптовалюта,
  2. либо выясняют у владельца криптокошелька ключевую фразу (пароль) для доступа к цифровому ресурсу, после чего переводят денежные средства на отдельный аппаратный холодный цифровой кошелек, созданный ими самостоятельно,
  3. либо понуждают обвиняемого под их надзором самостоятельно конвертировать всю криптовалюту в рубли,
  4. либо обращаются к администраторам криптобиржи с требованием о блокировке счета и списании активов.
В первом случае трудность состоит в том, что распорядиться «криптой», имея лишь изъятый носитель и не имея к нему пароля, невозможно, во втором – ключевую фразу правоохранительным органам сообщит далеко не каждый обвиняемый, а узнать ее без помощи последнего крайне тяжелая задача, в третьем – не всех обвиняемых-владельцев криптоактивов можно заставить сотрудничать со следствием и осуществлять конвертацию, в четвертом – криптобиржи, которые в большинстве случаев являются иностранными и находятся за рубежом, могут отказываться от требований российских правоприменителей без рисков реализации негативных правовых последствий в их отношении.

Специальная государственная платформа позволит государству хранить, распоряжаться и обращать в доход конфискованную криптовалюту, что сделает процедуру конфискации цифрового актива реально осуществимой, а соответствующие решения судов – исполнимыми.

В современных реалиях достижение этих целей очень значимо для государства, ведь объем криптовалютного рынка в России растет стремительными темпами, а сами цифровые активы все чаще становятся в центр уголовных дел по преступлениям экономической и коррупционной направленности.

Так, совсем недавно был побита рекордная сумма взятки в судебной истории России, и, конечно, эта сумма была представлена в виде криптовалюты – бывший представитель МВД РФ Георгий Сатюков получил взятку криптовалютой в размере не менее 2119,5265569864 биткойна (ВТС), 10016 эфириумов (ЕТС), что эквивалентно сумме не менее 4,9 млрд руб.
Предыдущий рекорд по сумме взяток экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, таким образом, был преодолен более чем в три раза.

Оценку инициативы, пожалуй, можно выразить одним предложением: в контексте спасения своих активов при наступлении негативных правовых последствий государство оставляет бизнесу всё меньше возможностей (ст. 165 УК РФ).

4. Ожидаемая амнистия за дробление бизнеса

В рамках ежегодного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ 29.02.2024 главой государства был поручен вопрос о проработке амнистии в отношении компаний малого и среднего предпринимательства за реализацию схем искусственного дробления бизнеса

*Под искусственным дробление понимают искусственный бизнес-процесс реорганизации компании в виде ее разделения на несколько структурных элементов в целях уклонения от уплаты налогов, как правило, путем использования упрощенных налоговых режимов.

Инициатива вызвала очевидно позитивную реакцию бизнес сообществ, однако породила множество вопросов, которые заполнили просторы тематических обсуждений в интернет-пространстве.

Главным среди них стал вопрос о конкретных параметрах проведения объявленной амнистии – какими они будут в финальном варианте никто достоверно не знает.

  Пока остается только делать выводы, исходя из анализа слов Президента РФ, о том, что амнистия будет предполагать:

  • во-первых, отказ от применения схемы искусственного дробления бизнеса,
  •  во-вторых, неприменение никаких штрафных санкций и непересчет налогов за все предыдущие периоды использования противоправного раздробления.

Для нас, как представителей адвокатского сообщества, специализирующихся на защите в том числе по налоговым преступлениям, первостепенным являются вопросы о том:

  • будет ли амнистия работать ретроспективно, т.е. распространяться на лиц, в отношении которых уже были вынесены решения правоприменительных органов о привлечении к ответственности?
  • заработает ли амнистия в фокусе привлечения лиц к уголовной ответственности по налоговым преступлениям? 

Прогноз от адвокатов "Китсинг и партнеры":

Как представляется, ретроспективности и амнистии в рамках уголовного правоприменения ждать не стоит, ведь это приведет к освобождению от ответственности и (или) наказания лиц в результате пересмотров достаточно большого числа дел, среди которых есть и резонансные уголовные дела – например, в отношении блогеров-инфобизнесменов.

Скорее всего, амнистия будет работать по принципу освобождения от ответственности при добровольном сообщении о совершении правонарушения:

«добровольно признайся в применении схемы искусственного дробления бизнеса, прекрати реализовывать эту схему и тогда не будешь привлечен к юридической ответственности» – примерно так этот принцип звучит на “простом” языке.

5. МВД РФ стремится: ужесточить ответственность в сфере госзакупок и IT, упростить возбуждение дел, внесудебно получать биллинг и блокировать банковские счета, быстрее получать ответы на запросы от операторов связи и финансов

Министерство внутренних дел Российской Федерации в последнее время активизировалось по части новых предложений и инициатив – ведомством предлагается:

  1. разрешить следователям «в случаях, не терпящих отлагательств», во внесудебном порядке получать информацию о соединениях между абонентами с последующим уведомлением суда в течение 10 суток;
  2.  в рамках борьбы с растущим числом преступлений в сфере государственных закупок – усилить ответственность за хищение бюджетных денежных средств, введя соответствующий квалифицирующий признак, и наладить повсеместное централизованное проведение региональных госзакупок;
  3. сократить сроки ответов операторов электронных денежных средств и операторов связи на следственные запросы до 3 рабочих дней, а на электронные запросы – до 1-го;
  4. в контексте противодействия киберпреступлениям – включить применение IT и использование ИИ (искусственного интеллекта) при совершении преступления в перечень отягчающих наказание обстоятельств;
  5.  предоставить следствию возможность в безотлагательных случаях без решения суда блокировать банковские счета на 10 суток при условии наличия оснований, свидетельствующих об использовании их в преступной деятельности.

Все указанные новеллы носят, к сожалению, карательный характер, что нельзя оценить положительно.


6. Схемы нелегального ввоза и вывоза алкоголя и табака через страны ЕЭАС криминализованы

В марте этого года в третьем чтении принят Законопроект № 437637-8, которым статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий» признана утратившей силу, а в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 УК РФ включена алкогольная и табачная продукция.

Простыми словами это означает то, что существующая нелегальная схема перемещения алкогольной и табачной продукции через границу с членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), т.е. Казахстаном, Киргизстаном, Арменией, Белоруссией, теперь будет подпадать под действие уголовного закона – под ст. 226.1 УК РФ («Контрабанда стратегических важных товаров и ресурсов») с максимальным наказанием до 12 лет лишения свободы со штрафом до 2 млн руб.

Ныне утратившая силу ст. 200.2 УК РФ предусматривала уголовную ответственность за контрабанду лишь при пересечении таможенной границы ЕЭАС, но не государственной границы РФ, оставляя лазейку для нелегального ввоза и вывоза алкоголя и табака через страны ЕЭАС.

Теперь эта схема закрыта, а бизнес, который с ней был так или иначе связан, очевидно пострадает.

7. Частичная декриминализация медицинской деятельности

20 марта 2024 года в Государственную Думу РФ внесен Законопроект № 580179-8, устанавливающий водораздел между терминами «медицинская помощь» и «медицинская услуга».

Законодатели предлагают:

  • перестать понимать под медицинской услугой те медицинские вмешательства, которые непосредственно направлены на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, то есть медицинскую помощь как таковую,
  • сблизить медицинскую услугу с финансово-экономической категорией, относимой к вопросам ведения отчетности, санаторно-курортного лечения, лицензирования медицинской деятельности, статистического наблюдения, номенклатур и стандартов в сфере здравоохранения. 
Необходимость внесения такой терминологической ясности обусловлено участившимися случаями необоснованного привлечения медицинских работников к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ, т.е. якобы за оказание медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

При этом не учитывается тот факт, что врачи фактически оказывают медицинскую помощь, изначально находясь в условиях наличия риска при спасении жизни. Таким образом, медработников судят не за неосторожное совершение врачебной ошибки, а за умышленное несоблюдение требований к оказанию конкретного вида медицинской услуги, что предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.

Нововведение в целом следует воспринимать положительно

Действительно, сопряженная с риском деятельность медицинских работников, в том числе работающих в частных медицинских клиниках, будет частично декриминализирована.

Однако следует акцентировать внимание на слове «частично»: иные, общеуголовные составы, под которые могут попасть врачебные ошибки, останутся (например, ст.ст. 109, 118 УК РФ).

По ним по-прежнему можно будет привлекать медработников к уголовной ответственности, как представляется, фактически, декриминализации подвергнутся случаи неосторожного причинения вреда легкой и средней тяжести в результате осуществления медицинской деятельности – сейчас они квалифицируются по формальному составу ст. 238 УК РФ, который на практике требует реального наступления таких последствий.

8. Курс на гуманизацию уголовного законодательства

Начало марта 2024 года ознаменовалось внесением в Государственную Думу РФ Законопроекта № 579191-8, предусматривающего:

  • опцию замены обязательных, исправительных, принудительных работ и ограничения свободы в случае злостного уклонения от их отбывания на арест,
  • установление нижних пределов назначаемого наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории преступления,
  • сокращение максимального срока лишения свободы, при назначении которого может применяться условное осуждение.
На данные очевидно карательные инициативы, к счастью, были даны негативные отзывы со стороны Правительства РФ и Верховного Суда РФ:

нижний предел санкций лишит возможности судов к проявлению дифференцированного подхода к назначению наказаний, арест как наказание фактически не введено в действие, а между распространенной практикой условного осуждения и роста рецедивной преступности «нет прямой корреляции» – заявили органы государственной власти и добавили, что изменения в целом не соответствуют «проводимой на протяжении последних лет политикой государства по гуманизации уголовного законодательства».

Идею гуманизации уголовного законодательства в последнее время активно продвигал ныне покойный бывший председатель ВС РФ Вячеслав Михайлович Лебедев.

Новый руководитель высшей судебной инстанции Подносова Ирина Леонидовна, к счастью, также недавно заявила о том, что взятый курс на гуманизацию уголовного законодательства при ее руководстве продолжится.


Что же – остается только ждать позитивных изменений:

  • предложения по гуманизации Уголовного Кодекса России по заявлению главы Совета по правам человека при Президенте РФ уже активно разрабатываются со стороны данного коллективно-совещательного органа и других правозащитных институтов;
  • гуманизацию от самого ВС РФ, пожалуй, стоит ждать в ближайшем анонсированном Постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике отмены условного осуждения и продления испытательного срока условно осужденным».

9. Запрет рекламы у иноагентов

Реклама у лиц, признанных иностранными агентами, отныне в связи с принятием Законопроекта № 553750-8 запрещена и карается для рекламодателей и иноагентов:

  • административной ответственностью в виде ч. 8 ст. 19.34 КоАП РФ (до 500 000 рублей)
  • уголовной ответственностью в виде ч. 2 ст. 330.1 УК РФ (до 2 лет лишения свободы) – в случае рекламирования после двухкратного привлечения по чч. 2-9 ст. 19.34 КоАП РФ в течение года

Хорошего в нововведении мало – часть маркетингового рынка, в которой вращался крупный финансовый поток, прекращает существование.

10. Внеплановых проверок бизнеса может стать больше

Минэкономразвития РФ разработало проект постановления правительства, предоставляющее региональным властям право на проведение внеплановых проверок бизнеса и социальных учреждений без согласования с прокуратурой по расширенному перечню оснований.

Предполагается, что изменения затронут все сферы хозяйственной деятельности и контроля за ними, в том числе «строительный надзор, качество социальных, образовательных услуг, контроль за состоянием объектов культурного наследия, санитарно-эпидемиологической ситуации».

Инициаторы считают, что новация положительно скажется на качестве проверок, поскольку «на местах виднее, что требует контроля».

Вместе с тем бизнес не очень поддерживает эту идею – по мнению ряда представителей предпринимательского сообщества: прокуратура является компетентным органом, помогающим нивелировать ненужные проверки, если надлежащих оснований для их проведения нет – нововведение приведет к увеличению числа необоснованных проверок. 

Зерно истины в словах бизнес-сообщества, как видится, определенно есть – проверки любых контролирующих органов есть катализаторы уголовно-правовых рисков, реализация которых бизнесу не нужна.


Задать вопрос
Задать вопрос