Аналитика

«Китсинг и партнеры»
Адвокатское Бюро «Китсинг и партнеры» представляет Вашему вниманию 2-й Обзор ключевых новаций в уголовном законодательстве и правоприменении в 2023 году, на которые сегодня стоит обратить внимание представителю бизнес-сообщества. 

1. Исключений из уголовной статьи о незаконном обороте медицинских изделий и лекарственных средств может стать меньше

2. Конец эпохи частных судебно-налоговых экспертиз

3. Усиление процессуальных гарантий предпринимателей при избрании им меры пресечения в виде заключения под стражу

4. Автоматическое снятие ареста, наложенного на имущество иных лиц

6. Запрет «картельной реконструкции» и намерение ужесточить уголовный состав ограничения конкуренции

7. Инициатива об исключении НДФЛ из размера хищения

8. Введение в УК РФ коллекторской статьи

9. Изменения в части принудительных работ

10. Введение обязанности незамедлительного принятия уголовного дела к производству

11. Предложение об ускорении инициирования уголовного преследования по налоговым преступлениям

1. Исключений из уголовной статьи о незаконном обороте медицинских изделий и лекарственных средств может стать меньше


В Государственной Думе ФС РФ 22.03.2023 в первом чтении принят Проект Федерального закона № 103499-8 «О внесении изменения в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», вносящий изменения в пункт 3 примечания к ст. 238.1 УК РФ (Незаконный оборот лекарственных средств, медицинских изделий и БАДов).
Законодатели предлагают убрать из перечня случаев, на которые действие ст. 238.1 УК РФ не распространяется, ситуации сбыта и (или) ввоза на территорию нашей страны в целях сбыта незарегистрированных в РФ лекарственных средств или медицинских изделий, если указанные лекарственные средства или медицинские изделия не производятся в России, но рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Авторы инициативы объясняют изменения тем, что:

  • ВОЗ не ведет перечней, которые бы имели идентичное название «рекомендованные ВОЗ лекарственные средства и медицинские изделия», а ведет лишь перечень основных лекарственных средств, в котором содержатся международные непатентованные наименования без привязки к конкретному лекарственному препарату и его производителю;
  • данные неопределенности не позволяют правоохранительным органами принять обоснованное процессуальное решение в случае выявления фактов оборота незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий.
Законопроект, как видится, принимается в контексте разрыва отношений между РФ и рядом международных организаций.

В случае принятия законопроект повлияет на правоприменительную практику по ст. 238.1 УК РФ в сторону увеличения числа уголовных дел.

Законодатель явно пытается устранить препятствие, которое мешает правоохранительным органам привлекать к уголовной ответственности производителей, поставщиков, дилеров медицинских изделий и лекарственных средств по ст. 238.1 УК РФ за реализацию незарегистрированных фарм- и мед- товаров, не производящихся в России, но рекомендованных самой крупной международной организацией, занимающейся вопросами в области здравоохранения.

В условиях беспрецедентных санкций, затронувших в том числе медицинскую и фармацевтическую отрасль в России, такую инициативу никак нельзя оценить с положительной стороны – остается надеяться, что законопроект дальше первого чтения не пойдет.

2.Конец эпохи частных судебно-налоговых экспертиз

Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2023 № 672-р пополнило перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными экспертными организациями, судебно-экономическими экспертизами по налоговым составам – теперь по делам об уклонении от уплаты налогов будут назначаться только государственные налоговые экспертизы.

Новеллу можно оценить двояко – как с отрицательной, так и с положительной стороны:

Из плохого:

  • ходатайствовать перед следователем или судом о проведении налоговой экспертизы в компетентном частном экспертном учреждении, к которому есть доверие как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, не получится;
  • в уголовном процессе придется оспаривать исключительно государственные налоговые экспертизы, что в разы труднее опровержения частных.

Из хорошего:

  • хитрая практика проведения налоговых экспертиз штатными сотрудниками СК РФ или МВД РФ как частными экспертами в свободное от исполнения служебных обязанностей время завершена;
  • разрешилась проблема некомпетентности частных экспертов, на которую на практике нередко указывали представители стороны защиты.

В нашем Tg-канале «О налогах с фисташками» мы подвели итоги уходящей эпохи негосударственных судебно-налоговых экспертиз: какой она была, часто ли проводились частные налоговые экспертизы, какой «вес» имели такие экспертизы.

3. Усиление процессуальных гарантий предпринимателей при избрании им меры пресечения в виде заключения под стражу


Федеральным законом от 13.06.2023 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» были внесены значительные изменения в положения ст. ст. 99 и 108 УПК РФ в части, регламентирующей избрание меры пресечения в виде заключения под стражу по предпринимательским составам – теперь:


  • при избрании меры пресечения в отношении по предпринимательскому составу стало обязательным рассмотрение возможности избрания такой меры пресечения, при которой сохранится способность продолжить осуществлять предпринимательскую деятельность (ч. 2 ст. 99 УПК РФ);
  • бизнесмена не могут заключить под стражу, если его личность не установлена (ч.ч. 1 – 1.1 ст. 108 УПК РФ);
  • применительно к преступлениям, предусмотренным ч. 1-4 ст. 159, 159.1 – 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ, в случае совершения их не в связи с предпринимательской деятельностью, введена обязанность при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу установления конкретных сведений, которые бы подтверждали совершение преступления вне сферы бизнеса (ч. 3.1 ст. 108 УК РФ).

Данные поправки значительная часть юридического сообщества справедливо провозгласила декларативными – основное препятствие, перекрывающее дорогу к процессуальным гарантиям для предпринимателей в части избрания меры пресечения, осталось. 

Правоприменитель по-прежнему может произвольно и без надлежащей аргументации воспринимать предпринимательское преступление как общеуголовное и не связанное с предпринимательством, обходя тем самым необходимость прибегать к вышеизложенным привилегированным положениям УПК РФ, созданным специально для привлекаемых к уголовной ответственности представителей бизнеса.

Тем не менее, это, хотя и маленький, но шаг в правильную сторону – в сторону уменьшения уголовно-правового давления на бизнес.

В добавление к обозначенным нововведениям в ГД в первом чтении 20.07.2023 принят Законопроект № 383210-8 «О внесении изменения в статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направленного на усиление процессуальных гарантий субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности», которым в ст. 5 УПК РФ вводятся:

  • определения преступлений, совершенных лицом (ИП или руководителем организации) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Неопределенности в случае принятия данного законопроекта едва ли станет меньше, но все равно это тоже стоит оценивать, как определенный позитивный шаг в правильном направлении.

4. Автоматическое снятие ареста, наложенного на имущество иных лиц

Федеральным законом от 13.06.2023 № 213-ФЗ «О внесении изменения в статью 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в ст. 309 УПК РФ, посвященную иным вопросам, подлежащим решению в резолютивной части приговора, было внесено положение об автоматическом прекращении ареста, наложенного для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска на имущество лица, не являющегося подсудимым или лицом, несущим по закону материальную ответственность за действия подсудимого, в случае передачи неразрешенного после рассмотрения уголовного дела гражданского иска на его рассмотрение в рамках гражданского (или арбитражного) судопроизводства.

В правоприменительной практике действительно порой складывалась несправедливая ситуация, связанная с тем, что наложенный в рамках производства по уголовному делу (в целях последующего возмещения вреда в адрес потерпевших) арест на имущество в том числе предпринимателей, руководителей и сотрудников организаций, занимавших по делу процессуальное положение свидетелей, сохранялся после установления виновного лица и вынесения в отношении него приговора до момента рассмотрения гражданского иска в рамках гражданского (арбитражного) судопроизводства. 

Нововведение устранило обозначенную несправедливость, что можно оценить исключительно с положительной стороны.

 5.Новые пресекательные и предельные процессуальные сроки


13 июня 2023 года Федеральным законом № 220-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» введен сразу ряд ключевых изменений, касающихся некоторых уголовно-процессуальных сроков и связанных со сроками давности уголовного преследования, а именно:

  • ч. 3 ст. 91 УПК РФ и ч. 3 ст. 97 УПК РФ установлены пресекательные сроки возможности осуществления задержания и избрания меры пресечения в виде заключения под стражу – они ограничены сроками давности уголовного преследования, т.е. теперь невозможно ни задержать, ни отправить в СИЗО лицо, сроки давности уголовного преследования в отношении которого уже истекли. Исключения из этого правила справедливо сделаны лишь в отношении преступлений, наказуемых смертной казнью или пожизненным лишением свободы;
  • ч. 2.2 ст. 27 УПК РФ введены предельные сроки осуществления уголовного производства в отношении лиц, не согласившихся с прекращением уголовного дела в связи истечением сроков давности уголовного преследования – для преступлений: 
небольшой тяжести – 2 месяца,
тяжести – 3 месяца,
тяжких и особо тяжких – 12 месяцев.

В случае истечения этих сроков, дело будет в любом случае прекращено за непричастностью к совершению преступления, т.е. по реабилитирующему основанию.


С позиции предпринимателя новеллы можно оценить в позитивном ключе, ведь нередко уголовные дела в отношении предпринимателей заканчиваются прекращением уголовного преследования по причине окончания сроков давности.

Cогласно Данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2022-м году в связи с истечением сроков давности уголовного преследования по преступлениям в сфере экономики прекращено 2 550 дел, что составило 44% всех прекращенных уголовных дел по данному основанию.

Теперь:

  • несправедливое помещение в ИВС или в СИЗО предпринимателям, сроки давности уголовного преследования в отношении которых истекли, не грозит;
  • уголовный процесс в отношении таких предпринимателей, возразивших против прекращения уголовного дела, не будет длится вечно – он либо закончится вынесением приговора, либо прекратиться по реабилитирующему основанию по истечению конкретных сроков, установленных в законе. 
Состояние неопределенности и бесконечного нахождения в статусе обвиняемого, накладывающего определенные ограничения, таким образом, исчезнет.

6. Запрет «картельной реконструкции» и намерение ужесточить уголовный состав ограничения конкуренции

19.04.2023 вышло Постановление Конституционного Суда РФ № 19-П «По делу о проверке конституционности части первой и пункта "в" части второй статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 примечаний к данной статье в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шатило», которым:

Доход применительно к ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции) был приравнен к цене контракта, заключаемого по результатам таких торгов, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов.

Если проводить параллели с налоговой реконструкцией, согласно которой из совокупного налогового ущерба вычитаются реально понесенные налогоплательщиком расходы и вычеты НДС так, как если бы он не допускал нарушений, то рассмотренную КС РФ ситуацию можно описать как «картельную реконструкцию» – расчета дохода как криминообразующего признака ст. 178 УК РФ без учета понесенных расходов.

В отличие от разрешенной налоговой реконструкции (п. 14 ПП ВС РФ от 26.11.2019 № 48), «картельная реконструкция» оказалась под запретом.

Кроме запрета «картельной реконструкции» применительно к ст. 178 УК РФ намечаются и изменения законодательного характера.

В начале августа 2023 года стало известно, что ФАС доработала ранее внесенный в ГД РФ Законопроект № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который вводит новые отягчающие обстоятельства при заключении антиконкурентных соглашений и ужесточает минимальную санкцию за ограничение конкуренции со штрафа на принудительные работы.
Сейчас законопроект находится уже на 2-м чтении в нижней палате законодательного органа.

С учетом растущей, хотя и не быстро, тенденции к увеличению числа уголовных дел по ст. 178 УК РФ*, обозначенные подвижки, касающиеся уголовного состава ограничения конкуренции, на судебном и законодательном уровне носят скорее отрицательный для бизнес-сообщества окрас.

* Согласно Данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2022-м году число осуждений за ограничение конкуренции по сравнению с предыдущими периодами выросло в 2 раза.


7. Инициатива об исключении НДФЛ из размера хищения

По мотивам Постановления Конституционного Суда РФ от 08.12.2022 № 53-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Тихоокеанского флотского военного суда», признавшего примечание 1 к ст. 158 УК, не соответствующим Конституции в той мере, в какой ввиду неопределенности данной нормы в практике возможна различная оценка включения или не включения НДФЛ в размер ущерба хищения, в Государственную думу был внесен соответствующий законопроект.

В случае его принятия, в ситуациях, когда в качестве предмета хищения будет выступать доход, облагаемый НДФЛ, в размер хищения не будет включена сумма указанного налога, удержанная налоговым агентом.

Положительное влияние данного законопроекта на правовое положение обвиняемого при оценке его действий очевидно, поэтому за развитием данного законопроекта определенно стоит проследить: до 30.07.2023 к инициативе должны быть представлены отзывы, предложения и замечания, а уже на осенней сессии палаты законопроект планируется к рассмотрению в первом чтении.

8. Введение в УК РФ коллекторской статьи

Федеральным законом № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в УК РФ введена новая статья, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц – ст. 172.4 УК РФ (Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц).

Ответственности будут подлежать: лица, действующие от имени организации-кредитора или в ее интересах, в том числе работники организации-кредитора, лица, которым переданы права кредитора по договору уступки права (требования), лица, действующие от имени или в интересах лица, которым уступлено право требования.

Ответственность наступает за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности, и сопряженных с угрозой: применения насилия или повреждения имущества или распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких.

Наказание за совершение данного преступления предусмотрено до 10 лет лишения свободы.

9. Изменения в части принудительных работ

Федеральным законом от 03.04.2023 № 111-ФЗ изменена ст. 53.1 УК РФ, посвященная принудительным работам – применительно к лицам, которым можно назначать данное уголовное наказание, изменился подход:

вместо имеющегося ранее формального подхода (принудительные работы императивно не назначались женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет,) появился гибкий подход (принудительные работы не назначаются лицам, достигшим пенсионного возраста, и одновременно с этим признанным полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением).

Таким образом, теперь принудительные работы как альтернатива лишению свободы может быть назначена и лицам пенсионного возраста, способным к осуществлению трудовой деятельности.

С учетом того, что по преступлениям в сфере экономики наблюдается устойчивый рост назначений принудительных работ вместо лишения свободы бизнес-сообществу следует воспринять данную новеллу положительно.

Согласно Данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2022-м году по сравнению с 2021-м годом число назначений принудительных работ по преступлениям в сфере экономики увеличилось практически в 3 раза – с 430 до 1214


10. Введение обязанности незамедлительного принятия уголовного дела к производству


Вступивший в силу ФЗ № 396-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» обязал следователей незамедлительно принимать уголовные дела к своему производству после возвращения для дополнительного следствия, отмены постановления о прекращении или приостановления производства по уголовному делу.
Это означает, что ранее, порой, существовавшее необоснованное продление сроков следствия путем непринятия дела следователем к своему производству прекратиться.

Изменение – радостная новость:
находящиеся под следствием предприниматели теперь не будут долгое время находиться в состоянии неопределенности, пребывая в это время в СИЗО или под домашним арестом.

11. Предложение об ускорении инициирования уголовного преследования по налоговым преступлениям


26 июля 2023 года в Государственную Думу РФ Государственным Cоветом Республики Татарстан был внесен Законопроект № 409982-8 «О внесении изменения в статью 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», которым фактически предлагается лишить смысла п. 3 ст. 32 НК РФ, четко закрепив в ст. 82 НК РФ:

Право налоговых органов на передачу материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела на любых стадиях налогового администрирования вне зависимости от истечения предусмотренных п. 3 ст. 32 НК РФ сроков, к слову, увеличенных 01.01.2023 с 60 до 75 дней.

В нашем Tg-канале «О налогах с фисташками» мы рассказали, почему число приговоров по налоговым преступлениям в случае принятия данного законопроекта может значительно вырасти.

Предложение явно не благоволит предпринимательскому сообществу, на которое по-прежнему воздействуют при помощи уголовно-налоговых инструментов, несмотря на уже принятые многочисленные «послабления» по части налоговых преступлений.

Задать вопрос
Задать вопрос